Рекламный баннер 990x90px ban1
79.15
90.37

"БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СТАВРОВСКОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА"

"БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СТАВРОВСКОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА"

Накануне святого праздника Победы мы с гордостью представляем «Бессмертный полк Ставровского народного театра» и рассказываем о фронтовиках, чья судьба крепко связана с самодеятельным движением нашего поселка.

Галерею героев открывает рядовой НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ МАЙОРОВ (1901-1942).

Ставровские Майоровы – известная театральная династия. Старшая сестра Николая Ивановича – учительница Анастасия Майорова - была участником драмколлектива Ставровской интеллигенции в начале 20-ых.

А в 30-ые ее брат возглавил драматический кружок Ставровского ДК. Несмотря на сугубо рабочую профессию (Николай Иванович работал слесарем на Ставровской машинно-тракторной станции), он был начитанным и творческим человеком. Не случайно единственную, горячо любимую дочку он назвал весьма необычным для селян именем – Жанна, в честь легендарной народной героини.

Дом, в котором он жил, располагался через дорогу от клуба и постоянно пополнялся книгами. Николай Иванович был настоящим театральным энтузиастом. Под его руководством ставровские актеры ставили классические и современные пьесы.

По рассказам Жанны Николаевны Майоровой, в начале войны на ее отца, как на специалиста по ремонту техники, распространилась бронь. Но принципиальность рядового слесаря вызвала конфликт с начальником. И в конце весны 1942 года, в разгар подготовки очередного самодеятельного спектакля, режиссер ставровского театра получил повестку.

Эта история хорошо известна в среде наших театралов со слов ветеранов сцены, но всякий раз, когда вспоминаешь о ней, очень трудно сдержать слезы.

Как честный человек Николай Майоров не стал уклонятся от призыва на фронт. Но уйти, не отыграв премьеру почти готового спектакля, было невыносимо. И вот местный исполком обратился в районный военкомат с просьбой о короткой отсрочке для призывника…

Уровень отношения тогдашней власти к самодеятельности не может не вызывать уважения! Трехдневная отсрочка была получена и ставровцы увидели последний спектакль своего режиссера. Это был «Лес» А.Н. Островского.

Вскоре военный эшелон увез Николая Ивановича на юг, в самое пекло нового наступления гитлеровцев на Украине. Дома остались жена, Александра Андреевна, сыновья Юра и Коля и десятилетняя дочка. Они успели получить от родного человека всего одно письмо, которое бережно сохранили до наших дней. Вот что писал Николай Иванович с передовой:

«Здравствуйте, Шура, Юра, Жанна, Коля и Анастасия! Шлю я вам свой привет с передового окопа и желаю наилучшего счастья в вашей жизни.

Данное письмо пишу стоя в окопе на закате дня 21 июня. <неразборчиво> погода здесь уже две недели стоит очень паршивая, т. е. все время дождь и очень холодно, так как мы не успеваем обсушиться.

В основном дела по-старому. Смерть летает кругом, которая жужжит, шипит и гремит.

От вас до сих пор не получил ни одной весточки, что очень хочется и не думаю ожидать. Поэтому прошу, хоть немного, но пишите чаще. Дети, напишите, как вы закончили учебный год, и что вообще вы делаете.

За тем до свидания. Целую всех. Николай.

22 июня, 42 г.»

Только спустя годы близкие узнали правду о его страшной гибели.

В одном из первых сражений рядовой Николай Майоров был ранен и оказался в фашистском плену. Последние месяцы жизни ставровского режиссера провели его по всем кругам ада, под названием «Гросс-лазарет Славута, цвай лагерь 301» в Хмельницкой области на Украине.

Декларируя соблюдение международных конвенций, гитлеровцы организовывали специальные лагеря для раненых и больных советских военнопленных, где формально им должны были оказывать медицинскую помощь. На деле же подобные лазареты были типичным конвейером смерти, где беспомощных людей умерщвляли самым садистским способом.

Материалы о концлагере «Гросс-лазарет Славута» фигурировали в последствии на Нюрнбергском процессе, как свидетельства абсолютно звериной сути фашизма. И сегодня невозможно читать их без слез и содрогания.

Беспомощных пленных круглый год содержали в десяти холодных, неотапливаемых каменных блоках, где они вынуждены были спать на трёхъярусных нарах без матрасов и одеял. Заключенным запрещалось иметь даже самодельные печки для отопления.

В помещениях, предназначенных для 400 человек, жили до полутора тысяч пленников.

Здания, в которых были заключены умирающие узники, были окружены рядами колючей проволоки с дозорными вышками через каждые 10 метров, охраняемыми автоматчиками.

Кормили несчастных баландой из гречишной щелухи, гнилой нечищеной картошки с примесями земли и битого стекла. На день каждому полагался 250-граммовый кусочек хлеба, в который, как показала в дальнейшем экспертиза, мука попадала по чистой случайности. Подобный рацион был рассчитан на полное истощение организма.

500 пленников, которым посчастливилось дождаться освобождения нашей армией, представляли ужасное зрелище и были похожи на живые скелеты.

По словам выживших, в помещениях стояла невыносимая вонь от нечистот и гниения. Выделяемой воды не хватало даже на то, чтобы утолить жажду, так что ни о какой гигиене речи быть не могло. Никакого лечения больные и раненные не получали и, по сути, были обречены на мучительную смерть.

Раненных и больных, которые могли передвигаться, использовали на непосильной физической работе. К типичным фашистским издевательствам над пленными – пытки, избиения, убийства для потехи, порки, казни – добавлялись бесчеловечные медицинские эксперименты, которые проводила над ними команда фашистских врачей. В документах Нюрнберга упоминаются варварские операции и опыты с вирусами, которые нацисты практиковали в Славутском концлагере…

Судебно-медицинская экспертиза позже установила, что многих умирающих заключенных фашисты закапывали в землю еще живыми….

Всего с 1941 по 1944 год в этом кошмарном месте было зверские убито и замучено 150 тысяч советских военнопленных…

Мы не знаем точно, каким из этих жутких способов фашисты убили Николая Ивановича Майорова. Но мы знаем точную дату его смерти – 23 ноября 1942 года. Несмотря на совершенно немыслимые условия существования, в концлагере Славуты действовало подполье, которое, на страх и риск, вело учет прибывавшим пленным и фиксировало время их гибели. В этих страшных списках после освобождения концлагеря в 1944 году и было обнаружено упоминание о нашем режиссере.

Спустя 80 лет после гибели Николай Иванович вернулся на Ставровскую сцену! В Юбилейном представлении к 120-летию театрального движения нашего поселка актеры Ставровского театра воскресили трагическую историю самодеятельного режиссера, погибшего в годы Великой Отечественной …

Его короткая жизнь оставила след на земле. Театральную эстафету поколений приняла дочь режиссера, Жанна Николаевна, посвятившая Ставровскому театру три десятка лет. А сын Юрий, ставший художником, участвовал в оформлении главного зала Ставровского ДК – старожилы хорошо помнят великолепную лепнину балконов в ныне заброшенном бывшем доме культуры на улице Ленина.

И мы, ставровские театралы, будем и дальше хранить память о замечательном человеке, ставровском режиссере, Николае Ивановиче Майорове, заплатившим самую страшную цену за то, чтобы мы могли жить и продолжать его дело.

153102

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы