Рекламный баннер 990x90px ban1
79
90.01

МУЗА ЗАВОДСКОГО ТЕАТРА

МУЗА ЗАВОДСКОГО ТЕАТРА

10 марта исполнился 91 год легенде Ставровской сцены, актрисе, режиссеру и театральному руководителю, Жанне Николаевной Майоровой. И это прекрасный повод поговорить о замечательном следе, оставленном ею в театральном движении нашего поселка.Показать ещё

Жанна Николаевна родилась в Ставрове в 1932 году, в семье слесаря МТС. Несмотря на рабоче-крестьянские корни, семья была театральной. Тетя Жанны, учительница Анна Ивановна Майорова, играла в театре Ставровского народного дома еще в начале 1920-ых. А в тридцатых на этих же подмостках ставил пьесы Островского Николай Иванович Майоров, руководитель драматического кружка Ставровских любителей.

Дом, где росла Жанна был наполнен книгами. Театр, в котором в свободное от работы время режиссировал ее папа, располагался через дорогу.

В 1942 году Николай Иванович погиб на фронте. Но образ отца, его большая библиотека и его спектакли оставили глубокий след в душе девочки. Хотя путь на сцену не был для нее коротким.

Сначала Жанна попробовала себя в профессии воспитательницы. Но в итоге выбрала сугубо технический профиль и закончила машиностроительный техникум. Жила и работала в Минске и даже в Берлине, но, в конце концов, в середине 1950-ых обосновалась в родном поселке.

К тому времени Ставрово переживало новую волну театрального бума. Вернувшийся с фронта в 1944 году Николай Васильевич Бычков подхватил эстафетную палочку выбывших из строя театралов и за короткий срок сумел создать в поселке одну из лучших во Владимирской области самодеятельных труп.

Коллектив Николая Васильевича уже успел прославиться на подмостках областных смотров, а по численности не уступал любительским театрам крупных городов. В него-то и влилась молодая Жанна Николаевна, дочь погибшего режиссера, чтобы пройти школу театральной самодеятельности от суфлера до руководителя.

Впервые на сцену она вышла в роли второго плана в постановке «Любовь Ани Березко» в 1958. И сразу же проявила себя как яркая и сильная актриса.

Театр Н.В. Бычкова готовился ставить знаменитую «Барабанщицу» Афанасия Салынского. В этой постановке все зависело от ведущей актрисы – она должна быть красивой, смелой, раскованной, уметь танцевать и петь и на протяжении всего спектакля приковывать внимание зрителя.

В огромном коллективе Н.В. Бычкова было немало претенденток на роль Нилы Снижко, но начинающая актриса Майорова обошла всех.
«Барабанщица» стала настоящим триумфом Жанны Николаевны.

Героическая военная драма была очень популярна среди театралов-любителей 50-60ых гг и обошла все самодеятельные театры. В конце 70ых на сцене областного драматического театра чествовали всех актрис области, сыгравших когда-то роль юной разведчицы Нилы Снижко. Наша Жанна Николаевна была, несомненно, самой лучшей из Владимирских Нил.

До наших дней она сохранила фривольное платьице, сшитое собственноручно для самой пикантной сцены пьесы, в которой героическая советская разведчица, чтобы разоблачить шпиона, притворяясь падшей женщиной, танцует на столе.

После первого большого успеха на Жанну Николаевну посыпались главные роли. У Н.В. Бычкова она играла Павлину в «Стряпухе» и Верочку в «Дочери русского актера». А потом были работы с профессиональными режиссерами Ставровского ТЮЗа: Таня в одноименной постановке В. И. Джагаряна, Нюра в «Дне свадьбы» Е.С. Голоколосовой и многие другие.

В конце 1960-ых Жанне Николаевне пришлось осваивать более ответственную роль – режиссера и общественного директора Ставровского театра. Для этого, без отрыва от своей основной работы в Бюро рационализаторства и изобретений Ставровского завода АТО, она закончила Московский заочный народный университет искусств имени Н.К. Крупской по курсу режиссуры. И в дальнейшем, около двадцати лет Жанне Николаевне удавалось совмещать техническую профессию инженера с художественным призванием режиссера любительского театра.

Её дебют на этом поприще - поднимающий острые моральные проблемы спектакль Старовского ТЮЗа «Обелиск» - сразу же завоевал признание на областном смотре самодеятельных коллективов в 1969 году. Все участники этой постановки были отмечены областной комсомольской премией имени Герасима Фейгина.

Но большая часть режиссерской деятельности Жанны Николаевны связана с созданным в те же годы драмколлективом завода АТО, продолжившим традиции театра Н.В. Бычкова. В 1970-80-ые годы театральная труппа была гордостью Ставровского завода, творческим содружеством ярких, самобытных актеров.

Вместе с ветеранами театрального движения – Н.В. Бычковым, П.Ф. Никишиным, В.И. Цыкиным, В.И. Гусенковым, Л.В. Васильевой - на сцене загорались новые звезды: В.П. Грачева, О.С. Васильев, Б.Г. Двойнов, Л.М. Симагина, В.Б. Щитковский, Б.В. Бочкарев, Г.А. Степанова, Б.Е. Шараевский, Т.Ю. Орлова, Н.Д. Давыдова. Е.Г. Павлова, А.В. Бабкин, Н.М. Щитковская, Е.С. Кошелева, Л.П. Брагина, Т.М. Цыкина, В.В. Макеев.

В памяти зрителей сохранились разноплановые режиссерские работы Жанны Николаевны: «Трибунал», «Голубые олени», «Варшавская мелодия», «Битая карта», «Солдатская вдова», «Неравный брак», «Святой и грешный», «В день свадьбы», «Комендант Берлина», «Приговор».

Большим успехом Жанны Николаевны стала политическая драма по пьесе Генриха Боровика «Интервью в Буэнос-Айресе», отмеченная областной и районной прессой.

Коллектив активно гастролировал, радуя своими спектаклями и агитбригадами тружеников деревень и сел района. Одну только «Солдатскую вдову» играли 13 раз на сценах различных сельских клубов. Случалось, что гастрольное представление начиналось буквально ночью, когда уставшие колхозники возвращались с полей. И даже тогда зал был переполнен благодарными зрителями.

Специфика режиссёрской работы такова, что ее очень трудно совмещать с работой актера. В 1970-80ые Жанна Николаевна очень редко выходила на сцену сама, отдавая главные роли другим. Но всю свою творческую энергию она вкладывала в свои постановки.

Трудно назвать количество скопившихся у Жанны Николаевны грамот и дипломов, которыми отмечен ее вклад в культурную жизнь нашего поселка. Была она удостоена и более серьезного признания - нагрудного знака ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве». И все же высшей наградой для режиссера всегда будет любовь зрителей, переполненные залы и постоянно пополняющиеся ряды артистов-любителей.

Она уступила режиссёрское место Владимиру Александровичу Степанову во второй половине 1980-ых. Ее последней ролью стала Глафира Климовна Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» в 1989 году.

А дальше для театра, как и для страны, начались тяжелые времена. И Жанна Николаевна не могла смотреть на руины своего любимого детища.

Сегодня она прикована к дому недугами и возрастом. Но написанные ею страницы нашей большой театральной истории продолжают жить в воспоминаниях, фотографиях, старых программках и газетных заметках, в исписанных режиссерской рукою текстах пьес.

Дорогая Жанна Николаевна! Огромное спасибо Вам за ваше творчество. За Ваши роли и спектакли. За то что в долгой 120-летней театральной эпопее нашего поселка вы стали таким ярким и важным звеном.

Ставровские театралы всех поколений помнят, ценят и любят Вас!
Мы желаем Вам сил, оптимизма, любви и заботы близких, душевного покоя, которого вы заслужили всей своей жизнью. С днем рождения!

152981

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы